До грусти досадно становиться
от одного лишь сознания того
как мал сосуд для памяти....
Кременец - город в котором хочется бродить, отдыхать, куда хочется вернуться.
Встал не рано, зато хорошо отдохнул.
Первым делом - к руинам крепости на Замковую гору (или как ее еще называют - Бона).
Согласно предположениям многих историков, крепость появилась на Замковой горе примерно в VII веке и долгое время считалась одним из самых больших и мощных оборонительных сооружений того времени.
В XVI веке Кременецкий замок был подарком короля Сигизмунда I своей жене – Боне Сфорца. Королева владела этим замком на протяжении 20 лет.
По одной из легенд, на Замковой горе королева Бона Сфорца спрятала свои сокровища.
Есть и мистические легенды - ежегодно на Пасху руинами замка бродит ее призрак. Говорят, если найдется смельчак, которого не испугает призрак Бони, и он поцелует королеву, то из уст привидения сможет забрать ключ от двери, за которой спрятаны сокровища. Но выйти с сокровищами нужно до того, как прозвучит последний звон колоколов, иначе двери закроются, а неудачника призрак унесет с собой.
Крепость, которой удалось выдержать натиск войск хана Батыя, на протяжении шестидневной осады в 1648 году пала под натиском казацкого войска гетмана Б.Хмельницкого. С тех пор Кременец утратил свое оборонительное значение, а крепость осталась лежать в руинах.
Перед подъемом на сам замок дежурит охранник-сувенирщик-историк у которого можно узнать много как исторических фактов (и не только про замок), так и местных легенд.
Успел осмотреть замок как раз перед прибытием первой волны туристов.
На спуске с горы много небольших углублений-пещер.
Спускаюсь к подножью и направляюсь в "старый" город.
Костел францисканского монастыря начала XVII века. В начале XIX века с оттеснением поляк русскими, костел был немного перестроен и стал храмом Святого Николая (или Николаевским собором)
Напротив находиться еще одна жемчужина Кременца - иезуитский костел, монастырь и коллегиум. В XVIII-XIX веках это это был один из крупнейших центров просвещения на подольских и волынских землях. Монахов-иезуитов пригласил в Кременец князь Ярема Вишневецкий (Иеремия Михаил Корибут-Вишневецкий) для создания коллегиума на базе братской школы Богоявленского монастыря.
В начале XIX в. был преобразован просветителем Т. Чацким сначала в Волынскую гимназию, а затем в Волынский лицей. Рядом был заложен ботанический сад, существующий и поныне.
В 1832 г., после подавления польского восстания, высшая школа была закрыта, а ее фонды и преподавательский состав стали основой для создания Киевского университета. Вместо лицея была открыта духовная семинария. В советские времена на его базе открыли педагогическое училище. Сейчас это Кременецкая областная гуманитарно-педагогическая академия имени Тараса Шевченко.
Внутри ведутся реставрационные работы. Атмосфера действительно странная - кругом молодежь, хихикающие девчата (я в фулл-экипе) и прямо из коридора вход в костел (причем нужно было пролезть под строительными лесами).
Кременец остался не изучен на столько, как того хотел, но плотный график вносит коррективы - выбираюсь на трассу и в сторону Почаева.
Вот здесь по-настоящему "отвисла челюсть". Остановился, чуть не забыл сфотографировать.
Вдалеке появилась Свято-Успенская Почаевская лавра - одна из величайших святынь православного мира, после Киево-Печерской лавры.
Ёмко и кратко написано на Doroga.ua - поэтому возьму описание оттуда: легенда приписывает основание первого скита афонскому монаху Мефодию. Около 1240 г. на Почаевской горе по-соседству появляются киевские иноки, спасаясь от татарского нашествия (название связывают с р. Почайна, в которой по одной из версий князь Владимир крестил киевлян, по другой - в районе впадения Почайны в Днепр). По преданию, знаком свыше им стало явление Богоматери в огненном столпе. Отпечаток стопы Девы Марии остался на камне, из под которого забил целебный источник. Сейчас реликвии находятся внутри грандиозного Успенского собора. В главном алтаре хранится чудотворная икона Божьей Матери, подаренная монастырю в 1597 г. его основательницей - помещицей А. Гойской. Паломники стремятся приложиться к мощам преп. Иова, который был настоятелем монастыря во время противостояния с унией в XVII в. Нынешним пышным видом лавра во многом обязана пожертвованиям каневского старосты Н. Потоцкого, ей покровительствовали русские цари.
Все просто пылает богатством убранства. Однако назойливо и нагло просящих милостыню убогих здесь тоже много. В качестве совета - с собой нужно брать грн 200 по червонцу - как раз на 20 пожертвований, если давать только каждому третьему.
Давал только монахам и монашкам со скринями на пожертвования храму или на другие благие дела, за что получал молитву к ангелу-хранителю в дорогу и счастливого путешествия - было приятно.
Не стал фотографировать, но служители (высокопоставленные наверно) там передвигаются на отличных внедорожниках.
Очень - очень много людей. Мой вид и скрип мото-бот вызывали лишнее внимание окружающих и служителей - поэтому внутрь хотя и заходил, но не на долго и все не осматривал - так и не увидел "тех самых" мощей и чудотворящих икон.
Этот храм выстроили за 3 года (на фотографии ниже). Скажем так - через 3 года после начала строительства в нем уже начали вести службу, хотя внутренние отделочные работы ведутся и поныне.
Большой колокол "Всех святых"
Всего на колокольне двадцать пять колоколов. Самый большой весит 11.5 тонн.
Общее впечатление осталось как о шикарно обустроенном, богатом и просторном очень людном месте паломничества.
Следующий пункт остановки - Подкамень, куда добираюсь плохой, но зато короткой дорогой.
На горе Роженица находится Доминиканский монастырь XVII века (по другой версии - основан в XIII киево-печерскими монахами)
Сооружение грандиозное и величественное. Очень красиво выглядит со стороны на расстоянии, но к сожалению не сфотографировал.
Монастырь претерпел много изменений за свою историю. В 1944 г. монастырь был закрыт советскими властями, на территории была организована тюрьма.
В 1950 гг. организован психоневрологический интернат закрытого типа, занимающий часть помещений поныне (серое здание на заднем фоне - оно продолжается за монастырем).
Возможно вследствие хронологии посещений, но мне показался этот монастырь зеркалом - "обратным зеркалом" Почаевской лавры. Здесь тихо и спокойно, даже как-то умиротворенно, в противовес лавре здесь бедно и кругом следы вялотекущих восстановительных работ, но чувствуется историческое богатство. Здесь не "пахнет" бизнесом.
Встречаю настоятеля, который с радостью рассказывает в деталях об истории монастыря, о конфессиях и течениях, которые сменяя друг друга наполняли эти стены. Сейчас служба идет в небольшой части помещения, которая на самом деле является ризницей. То есть выходит, что Крест и иконостас находятся не на востоке, как положено, а на западе - все наоборот. Но это вынужденная и одобренная мера на время ремонтно-восстановительных работ.
Вот так - залез и сиди там!
Внутренняя оборонительная стена изнутри.
В центре двора расположена Коринфская колонна с фигурой Богоматери XVIII века. На скульптуре видны отверстия от пуль.
Вдалеке уникальный археологический памятник природы который на протяжении многих веков притягивал к себе людей. Именно он и стал причиной названия поселка - Подкамень.
Одна из легенд гласит, что кусок скалы из Карпат принесли черти, намереваясь сбросить его на Почаевскую лавру, однако Бог отбросил камень в сторону. На самом деле это фрагмент древнего кораллового рифа. В древние времена здесь находилось языческое капище. Во времена Галицко-Волынского княжества на камне была построена оборонная церковь, от которой остались только следы на камне. На вершине выдолблено шесть могил.
Далее путь пролегает через Подгорцы. В которых есть два неограненных алмаза истории Украины. Именно неограненных в силу их крайне плачевного состояния.
Это римо-католический костел Воздвижения и Святого Иосифа, который был построен как храм-усыпальница рода Ржевусских (знаменитый, но ныне угасший польский дворянский род).
Храм на реставрации, но по всему видно, что процесс будет не быстрый.
Заходил внутрь - спокойно и тихо, но постоянно казалось, что тесно - как-то не хватало места.
Напротив храма Подгорецкий замок - в числе красивейших сохранившихся замков, которые я видел!
По многим версиям был одним из самых великолепнейших дворцов Восточной Европы. Несколько раз реставрировался - Собеским в XVII и Ржевусским в XVIII в. Говорят, что впечатление от посещения замка в начале XVIII века натолкнуло Петра I на строительство Петродворца
В советские времена потеряв собственника дворец был разграблен, интерьеры уничтожил пожар. В дальнейшем на базе дворца разместили туберкулезный санаторий.
В фильме "Д'Артаньян и три мушкетера" замок выступил в роли городской ратуши, где проходил бал у городских старейшин, куда Д'Артаньян доставил алмазные подвески королевы.
Состоянии разрухи и ремонта все равно угнетает (активных работ по реконструкции совсем не наблюдается).
Есть платный подвал с приведением - "Белая пани". В первом зале экспозиция истории исследования, фотографии, материалы.
Во втором зале алхимический антураж.
Во третьей комнате играет спокойная музыка и звучат детские голоса, зазывающие поиграть - очень спокойно и умиротворяюще - атмосфера клонящая ко сну прямо. По центру висит приведение.
Понравилось, но мало как-то - ожидал куда большего.
Пора дальше.
По пути заехал в подгорецкий Благовещенский василианский монастырь XVII века, который построен на месте древнерусского города Плиснеск существовавшего еще в X веке. Вокруг частично сохранились оборонные валы городища.
На территории ведутся раскопки, но я на них не попал.
Дальше мой путь пролегает через Золочев - на Унив.
По пути наблюдаю центр космической связи "Азимут"
Азимут был запущен в эксплуатацию в 1974 году главным образом для обеспечения космической межправительственной связи между Кремлем и Белым домом (так называемая линия TGP-4). Также центр служил средством для элитной телефонной связи узкого круга лиц СССР (правительства и ПБ КПСС) и телевизионного приема-передачи по заранее заказанным темам (первые хоккейные трансляции из Канады шли через "Азимут"). Центр соединял прямой оптоволоконный канал с Киевом и Москвой. Таких центров было всего 3 на весь Советский союз. Другие станции этого типа находятся в городе Дубна под Москвой и Находка под Владивостоком.
Вот уже и Перемышляны, поворачиваю на Унив.
Сразу подумал, что приехал - а нет: это оказывается новый, построенный в 2007 году греко-католический храм.
Внутри терраса с ликами святых в половину человеческого роста.
Все аккуратненько и чистенько.
А вот теперь подъезжаю к Свято-Успенской Унивской лавре. Основан монастырь как оборонительное сооружение в конце XIV века князем Федором Любартович. В середине XVI века был разрушен татарами.
По легенде, тяжело заболевшему шляхтичу Лагодовскому (не Федору, а его наследнику по роду) явилась во сне Богородица и указала на целебный источник рядом с разрушенным монастырем, благодаря которому рыцарь исцелился. В благодарность он построил над источником оборонную каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Она находится внутри - видно ее верхушку.
Внутри дворика, где находится церковь, окунаешься в некую средневековую атмосферу - по периметру достаточно узким кажется проход из-за высоких стен, брусчатка под ногами, и приглушенный солнечный свет дополняют этот образ. Вместе с этим прохладно и спокойно.
Немного поодаль и на холме стоит деревянный храм блаженных Клементия и Леонтия.
Не уточнил, но скорее всего именно здесь находиться надгробие Лагодовского:
Фрагмент некой постройки возле небольшого бассейна, вода в котором пополняется из родника.
Поход на монашескую гору решил оставить на потом - не все сразу та и в мото-ботах долго ходить не очень удобно.
Поляна на "Монашеской горе" - ее видно с дороги.
Перебои в работе двигателя как результат залитого отвратительного бензина портят все впечатление от дороги. Решаю вечером обязательно слить все долой и заправиться на "нормальной" заправке 95-м.
Проезжаю Срый и останавливаюсь сразу за городом. Между прочим - это была ошибка: даже если темнеет - нужно тянуть в горы! Там уже совсем другие цены (гораздо ниже) и атмосфера совсем не придорожная.
Кормят вкусно (обычная европейская кухня), поселяться не советую (дорого и не качественно).
На гараже эмблема Такара. Здесь то ли работал, то ли был товарищем хозяина некий Борис - мото-путешественник, который с супругой попал в аварию (все живы, но были последствия). Сейчас уехал с Украины. Более детально выяснить кто он такой не получилось.
Вот, похоже и все на сегодня - не так много как вчера, но нужно беречь силы еще на ТАКАР!
Мой трек за 2-й день пути на ТАКАР: